Народный мастер и член союза художников России — Артём Чичкарев построил уникальную для нашей республики лодку - из цельного куска бересты. В изготовлении плавсредства мастер пользовался исключительно природными материалами. Для “Новостей Коми” мастер рассказал о своем проекте, поделился секретами мастерства.
Летучий корабль
Артем Львович, откуда появилась идея смастерить такую лодку?
Эту идею я вынашивал, можно сказать, 30 лет. Я еще учился в эжвинской детской художественной школе, в классе мастера Михаила Кочева. Тогда я только начал заниматься в классе по художественной обработке бересты. Мы с Михаилом Степановичем начали разговаривать про лодки, которые делали наши предки и все это у меня запечатлелось в памяти. Тогда я сделал маленькие модели этих лодок несколько штук. Большую лодку тогда не получилось сделать, многое еще не умел. Вот сейчас эта мечта созрела и я решил воплотить ее в жизнь.
Сколько времени ушло на изготовление большой лодки и какие материалы использовали?
Изготовление лодки заняло один месяц. Торопится нельзя, береста должна была принять нужную форму. На первом этапе нужно было быстро сделать защипы и поднять нос и корму, потом уже чтобы береста на предварительном каркасе немного форму приняла. Делал это на стапеле, чтобы дно не касалось стола. Все очень специфично и аккуратно надо делать, иначе, ничего не получится. Материалы: береста, шпон сосны 1,5 миллиметра, шпангоуты ламели из осины 7 миллиметров, каркас - ель, сосна. Размеры лодки: 370 сантиметров - длина, 75 сантиметров - ширина, обхват по дуге - 110 сантиметров. Лодка сделана без единого шва. Такого в Коми, думаю, в наши дни еще никто не делал.
Это же какого размера бересту надо найти?! Большая береза была?
Ну, береста была длиной 4 метра и ширина 1,1 метра. Я искал такую березу и только в Сысольском районе нашел большие березы и снял бересту. У меня есть еще один кусок таких же размеров. Я из него буду делать вторую лодку - более архаичную. Оформлю ее в старинном стиле, с коми орнаментами.
В чем еще уникальность вашей лодки, кроме того, что она сделана из цельного куска бересты?
Между прочим, я не слышал, чтобы из цельного пласта кто-то делал такие лодки. В Котласе есть мастер Александр Шутихин. Он сделал 23 лодки из бересты, но ни одна из них не сделана из одного цельного куска бересты. Я с трудом, но нашел такую березу и сделал лодку. Я вёсла сделал из сосны в виде древних прялок. Хотел из лиственницы сделать, но не оказалось дерева нужной ширины. Весло по коми “кык лопта”, то есть двойное весло. На лопастях сделал каплеотводы, чтобы вода по веслу не стекала на руки. Такие каплеотводы так же желали в древности. Чтобы ручка не скользила, я ее обмотал клубковой берестой, длинной, цельной лентой.
Чем-то обработана лодка?
Древесину обработал маслом. Весло пропитал скипидаром с воском - специальная пропитка, чтобы дерево не потеряло свой естественный цвет и прочность. Береста пропитана водоотталкивающим средством, чтобы защитить материал от плесени, грибка.
Один делал лодку или помогали?
Помогал сын Тимофей. Он тоже приобщается к моему увлечению. Когда надо подавал инструменты и материалы. Помогал собирать и заготавливать корень ивы для связок материала к деревянной конструкции. Он помогал и учился берестяной работе.
Эта лодка будет стоять где-то в помещении, радовать людской глаз или будет применяться в быту, в хозяйстве?
Ну, любое изделие декоративно - прикладного искусства, народного искусства в первую очередь имеет утилитарное применение, их всегда можно применять в быту, в хозяйстве. Можно на рыбалку на ней, можно прогулки на воде устраивать. Можно и музей поставить и люди пусть смотрят. Жители Сибири и Севера раньше использовали такие лодки для рыбалки, охоты. Она же легкая - взял на веревочку, и в вперед. По суше, по тундре идешь, тащишь за собой. К речушке, ручью подошел, поставил на воду - переплыл. То есть, она достаточно удобная и мобильная.
Проверяли уже на воде, в действии?
Пока нет. Вот надо найти время и место и спустить на воду, прокатиться. Волнуюсь, конечно, как на себя поведет. В начале августа буду презентовать уже официально на Сысоле в Сыктывкаре.
Спасибо!