В России наблюдается заметный рост числа детей, получающих образование вне традиционной школьной системы. Законодательство «Об образовании» предлагает родителям и ученикам различные альтернативы, включая заочное и очно-заочное обучение, при которых ученики периодически посещают занятия в связанном учебном заведении.
Также доступны варианты семейного обучения и самообразования, когда ребенок не зачислен ни в одно учебное заведение, но обязан пройти проверку перед государственной итоговой аттестацией (ГИА).
Согласно исследованию Московского городского педагогического университета (МГПУ), основанному на статистике Минпросвещения, за последние семь лет количество детей, обучающихся по таким альтернативным программам, выросло в десять раз — с 17,9 до 174,7 тысяч человек, сообщает «Коммерсант».
Эксперты связывают этот тренд с несколькими факторами. В первую очередь, пандемия COVID-19 ускорила развитие онлайн-образования и продемонстрировала родителям, что качественное обучение может проходить и в домашней обстановке. Во-вторых, многие семьи, особенно те, кто переехал за границу, желают сохранить российское образовательное направление для детей. В-третьих, родители все чаще стремятся выбирать индивидуализированный подход к обучению, который не всегда доступен в традиционных школах.
«Мы исследовали образовательные платформы, предлагающие как обучение, так и поддержку вне школьной системы. Вот основные их предложения: индивидуальный подход к каждому ребенку, обучение в маленьких группах по 10-15 человек, а также помощь специалистов, таких как логопеды и психологи для начальных классов. Это подчеркивает нехватку таких возможностей в общеобразовательных учреждениях», — отметила Елена Петряева, автор исследования и руководитель Центра аналитических исследований и моделирования в образовании МГПУ.
Среди причин, побуждающих родителей выбирать домашнее обучение, исследователи выделяют возможность более глубокого изучения предметов, а также совмещение учебы с другими занятиями, такими как спорт и творчество. Еще одной причиной массового ухода детей из традиционных школ в последние годы стал комментарий Павла Пожигайло, первого зампредседателя комиссии по демографии и защите семьи в Общественной палате РФ. Он отметил, что в переполненных классах сложно качественно готовиться к ОГЭ и ЕГЭ, что зачастую приводит к решению родителей перевести детей на экстернат или домашнее обучение, чтобы избежать избыточной нагрузки по другим предметам школьной программы.
Читайте также: