Действительно, еще в конце XX века ценностью считалась долговечность связей: супружеских, дружеских, профессиональных. Умение «беречь» отношения, работать над ними, идти на компромиссы, казалось, было признаком зрелости и глубины характера.
Но с наступлением эпохи информационной перенасыщенности и развития социальных сетей в моду вошла совершенно иная философия — «Ненулевая Толерантность к Дискомфорту». Общественный нарратив начал активно транслировать идею: «Если тебе некомфортно, если что-то требует усилий, это не твое. Уходи немедленно». Этот подход можно сформулировать так: если кресло идеально подходит, вы не будете тратить силы, чтобы на нем устроиться. И к людям это стали применять с тем же цинизмом.
В начале 2000-х годов группа «ВИА Гра» пела в своем хите: «Пора менять друзей и что-то в себе...». Я всегда задавалась вопросом: неужели смена друзей стала такой же простой, как смена сезонного гардероба? Заблокировал старый контакт, добавил новый — и жизнь обновилась?
Беречь Отношения или Беречь Себя?
Моя близкая знакомая, философ по складу ума, однажды сформулировала это предельно четко: «Не нужно беречь отношения; это противоестественный процесс. Беречь нужно себя».
Современная психология и практики саморазвития поддерживают эту мысль. Идея заключается в защите собственной психики, энергии и времени от:
- Лицемерия и лживых «товарищей».
- Общения, которое является энергетически истощающим и не несет позитивного заряда.
Суть в том, чтобы научиться отпускать людей, абстрагироваться от токсичных связей и сознательно сужать круг общения. Лучше иметь рядом одного, но проверенного, надежного человека, чем быть окруженным вереницей лиц, которые лишь истощают ваш разум и душу своими проблемами или негативом.
Мудрость Персидского Поэта: Аскетизм в Общении
Эта идея ограничения контактов — далеко не новое изобретение. Еще великий персидский поэт и философ Омар Хайям (XI-XII вв.) призывал к своего рода «аскетизму в общении», считая его полезным для душевного равновесия.
Почему? Потому что человеческая натура двойственна: люди способны как окрылять нас, так и повергать в глубокое уныние. Хайям сравнивал общение с питанием: лучше насладиться качеством, но в меру, чем страдать от «переедания» социальными контактами, которое пагубно сказывается на нашем внутреннем «организме».
В своих рубаи он сформулировал три ключевых правила избирательности:
1. О Том, Что Истинное Лицо Скрыто (Иллюзия Близости): Хайям призывал не подпускать людей слишком близко к сердцу, указывая на опасность мнимой близости:
Ты к людям нынешним не очень сердцем льни, Подальше от людей быть лучше в наши дни. Глаза своей души открой на самых близких, — Увидишь с ужасом: тебе враги они.
2. О Том, Что Молчание — Это Защита (Сохранение Внутренних Ресурсов): Поэт ценил внутреннее сосредоточение и призывал к сенсорной изоляции в мире, полном суеты и низости, ради сохранения личной неприкосновенности:
В этом мире глупцов, подлецов, торгашей Уши, мудрый, заткни, рот надежно зашей, Веки плотно зажмурь — хоть немного подумай О сохранности глаз, языка и ушей!
3. О Том, Как Важно Окружение (Критерий Выбора): Это самый строгий совет. Хайям категорически настаивает на выборе окружения по принципу достоинства, предупреждая, что от подлеца нужно бежать, даже если он предлагает благо, тогда как от мудреца следует принять даже самое горькое:
Знайся только с достойными дружбы людьми, С подлецами не знайся, себя не срами. Если подлый лекарство нальет тебе — вылей! Если мудрый подаст тебе яду — прими!
Таким образом, сегодняшняя тенденция беречь себя, а не отношения — это не просто каприз поколения, а переосмысление древней мудрости в контексте современной скорости жизни.
Читайте также: