Когда-то, в те времена, когда я еще регулярно смотрела телевизор, я видела фильм «Чародеи» пару раз. Вроде бы — неплохая музыка, легкое ощущение волшебства, Александра Яковлева, напоминающая Мэрилин Монро… но что-то в этом фильме всегда оставляло осадок.
Желания пересмотреть его снова не возникало. И вот недавно я решила дать ему второй шанс — посмотреть свежим взглядом. Увы, чудо не случилось.
Понимаю, есть люди, которые уже сорок лет с удовольствием возвращаются к этому фильму — и это абсолютно нормально. У каждого свои вкусы, своё восприятие, да и ностальгия по советскому прошлому делает своё дело. Я не спорю — просто делюсь своим впечатлением и объясняю, почему лично мне «Чародеи» не зашли.
Причина №1. Маги из НУИНУ живут в удивительно скучном мире
Фильм «Чародеи» (1982 год) лишь отдалённо связан с повестью Аркадия и Бориса Стругацких «Понедельник начинается в субботу» (1965). В книге исследователи из НИИЧАВО буквально горят своей работой — им так интересно, что выходные и отпуска кажутся мучением. Мир науки и магии у Стругацких наполнен чудесами, ироничным абсурдом и живой энергией.
А что мы видим в фильме? Герои (за редким исключением) скучают, хандрят и вовсе не похожи на чародеев. Алена Игоревна признается, что ей смертельно надоел Китежград, а её мечта о «чем-то прекрасном» ограничивается месячным отпуском. Грустно наблюдать: советские волшебники ведут себя как обычные сотрудники НИИ — заседают, обсуждают ерунду, ищут кота, устраивают интриги, ругают подчинённых и ходят на обед. Где магия? Её просто нет.
Фильм спасает разве что отличная музыка и приятные интерьеры — стильный кабинет директора, пальмы в оранжерее, яркие стулья в коридоре.
Неудивительно, что самим Стругацким картина не понравилась. По их словам, от книги остался лишь «внешний антураж». Позже Борис Стругацкий всё же признал:
«Мюзикл получился недурной. Сначала он мне не понравился совсем, но со временем привык и вспоминаю без отвращения. К тому же — раз фильм ежегодно крутят по телевизору на Новый год, значит, людям нравится. Значит, за что-то любят».
Кстати, в 1990-х Стругацкие вместе с режиссером Константином Бромбергом планировали снять продолжение, более современное по духу. Но денег не нашли. И, пожалуй, к лучшему — иначе нас, возможно, ждала бы судьба «Новых бременских музыкантов», о которых никто уже не помнит.
Причина №2. Герои, которым трудно поверить
Главная любовная линия — Алена и Иван — абсолютно неубедительна. Их телефонный разговор говорит сам за себя: стоит Ивану упомянуть квартиру, как Алена отвечает — «Что ж ты сразу не сказал?» Любовь тут явно второстепенна.
Да и сам Абдулов — как будто выжат до предела. Видно, что актер устал: он снимался сразу в нескольких фильмах и играл в театре, почти не спал. Второй режиссёр Юлия Константинова вспоминала, что он появлялся на площадке ночью — уставший, но неутомимый.
Тем не менее, даже сквозь усталость Абдулов остаётся самым живым персонажем фильма — единственным, кто хоть немного держит внимание зрителя.
Причина №3. Общее уныние и серость
Сюда можно отнести всё сразу:
- выцветшую цветопередачу (мечтаю, чтобы советские цветные ленты 70–80-х наконец отреставрировали);
- невзрачные костюмы (тот страшный свитер Алены Игоревны — отдельная боль);
- общее отсутствие «искры» у персонажей.
Единственное исключение — Абдулов, который, несмотря ни на что, выглядит харизматично. А вот героиня Яковлевой получилась блеклой. Она старается, но в образе нет загадки, шарма, чего-то по-настоящему волшебного. Просто обычная провинциалка, которых тысячи.
Причина №4. Без магии — обычное производственное кино
Если вычеркнуть волшебную палочку и несколько кадров с эффектами, то останется обычный фильм о скучной работе в НИИ. Никаких чудес, никакой атмосферы.
Сотрудники НУИНУ выглядят так, будто занимаются не любимым делом, а отбывают повинность. Их «магия» — чисто формальная, как и советский сервис: вроде есть, а вроде и нет.
Пожалуй, фильм просто вышел не в своё время. В 1960-х учёные были символом прогресса и романтики, а в 1980-х энтузиазм уже улетучился. В «Чародеях» это чувствуется: герои устали, равнодушны и не верят в чудеса, которые сами должны создавать.
Кто действительно оживил фильм
Есть, правда, два персонажа, которые по-настоящему радуют: Нина Пухова — сестра Ивана, сыгранная очаровательной Аней Ашимовой, и маг Киврин в исполнении Валерия Золотухина. Они придают истории хоть немного жизни и человечности.
Отдельное спасибо Семену Фараде — его герой «гость с Юга» добавил фильму нужную долю абсурда и юмора. Благодаря импровизациям Фарады сцены с ним стали самыми запоминающимися. Он не только разбавляет серость, но и подчеркивает бездушие и грубость работников института.
Кстати, хамство персонажей — еще один минус. Советские чародеи оказались грубоваты и невежливы, ничем не отличаясь от обычных бюрократов. А ведь так хотелось увидеть волшебников — настоящих, добрых, вдохновляющих.
Итог:
«Чародеи» могли стать ярким, магическим фильмом, но превратились в грустную сказку о скучающих людях, для которых чудеса — лишь часть декораций. Возможно, кто-то по-прежнему находит в этом уют, но лично для меня магия так и не случилась.
Читайте также:
- Я больше никогда в жизни не куплю Xiaomi: 5 критичных проблем этих смартфонов
- Как понять, что кошке больно: 5 главных сигналов, которые подает питомец
- В США, Европе и самом Китае машины из КНР надёжные, а в РФ поломки на 5000 км пробега, 3 главных причин почему так
- Хотели раздать деньги, а сами улетели из России: что стало с семьей, выигравшей миллиард в лотерею
- Мошенники в транспорте: 10 способов как защитить телефон и деньги