Большинство вагонов, курсирующих в метро Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России и СНГ, имеют длину около 19 метров. Лишь современные составы типа «Русич» отличаются увеличенной длиной. Казалось бы, цифра взята из технических расчётов, но причина этого стандарта уходит корнями в эпоху царя Николая II.
Почему именно 19 метров?
История начинается с Мытищинского вагоностроительного завода, расположенного под Москвой. Именно там, в начале XX века, зародилось производство метропоездов, а позднее к нему присоединились ленинградский завод имени Егорова (ныне не существующий), Тверской вагоностроительный завод и другие предприятия.
Сегодня это предприятие известно под именем «Метровагонмаш». В 1930-е годы здесь наладили выпуск первых вагонов метро. Любопытно, что производство разместили в старинных цехах, построенных ещё в 1897 году по инициативе промышленника Саввы Мамонтова.
Неожиданный фактор длины
Оказалось, что длина вагона определялась вовсе не требованиями метрополитена или какими-то нормативами. Всё решило… расстояние между двумя цехами на заводе. Оно составляло примерно 19 метров — именно столько, сколько мог поместиться вагон, когда его выкатили на специальную тележку-трансбордер для перемещения между зданиями.
То есть ограничение оказалось чисто архитектурным, а не техническим. Более длинный вагон физически не проходил бы между производственными корпусами. Этот факт стал для многих настоящим открытием.
Новое время — новые масштабы
Позже, когда началось производство современных моделей, для них построили новые цеха без пространственных ограничений, и появилась возможность выпускать более длинные поезда. Так, составы «Русич» оказались почти в полтора раза длиннее классических вагонов.
Однако не все города могут позволить себе такие эксперименты. Например, в Петербурге два из пяти действующих метрополитенов имеют станции закрытого типа с двойными дверями. Поэтому все поезда должны быть строго одинаковой длины, чтобы двери вагона совпадали с дверями платформы.
Конец эпохи
К сожалению, старинные дореволюционные корпуса Мытищинского завода, отслужившие более ста лет, были снесены в 2018 году, несмотря на протесты общественности и признание их исторической ценности. Так завершилась целая глава в истории российского вагоностроения — эпоха, из-за которой длина вагонов метро когда-то стала именно такой, какой мы привыкли видеть сегодня.
Читайте также:
- Я больше никогда в жизни не куплю Xiaomi: 5 критичных проблем этих смартфонов
- Как понять, что кошке больно: 5 главных сигналов, которые подает питомец
- В США, Европе и самом Китае машины из КНР надёжные, а в РФ поломки на 5000 км пробега, 3 главных причин почему так
- Хотели раздать деньги, а сами улетели из России: что стало с семьей, выигравшей миллиард в лотерею
- Мошенники в транспорте: 10 способов как защитить телефон и деньги