Приезжие, впервые оказавшись на петербургской станции метро «закрытого типа», нередко теряются: что это за лифты тут стоят, и где, собственно, останавливаются поезда? Всё просто — поезда останавливаются за закрытыми дверями. Такие станции строили в основном в 60–70-е годы, и немного — в наши дни.
В Петербурге насчитывается 12 станций закрытого типа. Десять из них открыли в советское время, а ещё две — к чемпионату мира по футболу 2018 года. Иногда их сравнивают с лифтами, что вполне оправданно, ведь другое название таких станций — «горизонтальный лифт».
Главное преимущество станции закрытого типа — экономия при проектировании и строительстве. Поезд остаётся внутри «трубы» и не выезжает на платформу.
В Ленинграде советской эпохи решили строить станции именно так — это было дешевле и безопаснее. Двойные двери защищали пассажиров от случайного падения под поезд. Кроме того, станция нового типа использовала достижения советской автоматики, что было технологично.
Экономия при строительстве достигается за счёт двух факторов:
- Перегонные тоннели прокладывают транзитом, без разворота и перенастройки проходческого щита.
- Нет необходимости отделывать тоннели станции.
Как работает станция: поезд останавливается в тоннеле точно на нужной отметке, чтобы двери вагонов совпали с дверями платформы. Затем они открываются синхронно. При отправлении сначала закрываются двери поезда, потом — дверцы станции.
Совмещение дверей контролирует машинист по специальному сигналу «Остановка первого вагона». Система синхронизирует время, скорость и порядок открытия и закрытия дверей. Открытие может происходить автоматически или вручную с пульта машиниста.
Первая станция с двойными дверями была открыта в 1961 году — это «Парк Победы» в Ленинграде. Такой тип станций оказался востребован только в городе на Неве: за 11 лет построили 10 станций — четыре на второй линии и шесть на третьей.
Позднее появились односводчатые станции, которые были ещё дешевле.
Лирическое отступление. Существует несколько типов конструкции станций метро. Односводчатые — однообъёмные, без колонн, с островной платформой и подплатформенными помещениями. В Петербурге много таких станций глубокого заложения, а в Москве — только одна, Тимирязевская.
Вернёмся к станциям закрытого типа. Построить их относительно дешево, но механизмы двойных дверей требуют дорогостоящего обслуживания. Поэтому в России долгое время оставалось только 10 станций, построенных в Ленинграде с 1961 по 1972 год.
Неожиданно, к чемпионату мира 2018 года открылись станции «Беговая» и «Новокрестовская», тоже с «двойными дверьми». Однако они уже не считаются станциями закрытого типа. На деле это обычные колонные многопролётные станции, но между поездом и платформой установлены стеклянные перегородки с дверями.
Зачем так сделали? Во-первых, на третьей линии большинство станций имеют двойные двери, и решили сохранить визуальное единство. Во-вторых, безопасность: «Новокрестовская» расположена рядом со стадионом, где собираются большие толпы.
О различиях типов станций и их особенностях мы расскажем в отдельной статье.
Читайте также:
- Я больше никогда в жизни не куплю Xiaomi: 5 критичных проблем этих смартфонов
- Как понять, что кошке больно: 5 главных сигналов, которые подает питомец
- В США, Европе и самом Китае машины из КНР надёжные, а в РФ поломки на 5000 км пробега, 3 главных причин почему так
- Хотели раздать деньги, а сами улетели из России: что стало с семьей, выигравшей миллиард в лотерею
- Мошенники в транспорте: 10 способов как защитить телефон и деньги