Приближается 31 декабря — день, когда во многих странах мира с радостью встречают Новый год. Но откуда возникла эта дата? Исторические корни ведут нас далеко в прошлое, к Древнему Риму, когда Новый год отмечался весной, в марте, по календарю, состоящему из 10 месяцев и 304 дней.
В 753 году до нашей эры царь Нума Помпилий решил изменить эту традицию, добавив два месяца — январь и февраль, назвав их в честь богов Януса и Фебрууса. Его календарь основывался на лунных циклах и насчитывал всего 355 дней. Январь, названный в честь двуликого бога Януса, символизировал начала и переходы, что кажется более логичным для первого месяца года, чем март, который был посвящён богу войны Марсу.
Римляне называли первый день каждого месяца «календ» (отсюда и слово «календарь»), и январь стал основным месяцем в году. Однако с приходом к власти Юлия Цезаря в 46 году до нашей эры произошли значительные изменения: он увеличил количество дней в году до 365 и заменил лунный календарь солнечным, известным сегодня как юлианский, в котором январь остался первым месяцем.
С падением Римской империи возникла путаница в датах празднования Нового года. В средневековой христианской Европе он отмечался в разные времена: 25 декабря (в честь Рождества Христова), 1 марта, 25 марта (Благовещение) и даже в день Пасхи, дата которой менялась из года в год. Со временем большинство стран Европы и их колоний согласились на 1 января как начало нового года, чтобы унифицировать подход к летоисчислению. Так, Франция сделала это в 1564 году, Германия — в 1544, а Россия — в 1725 году. Англия и ее колонии перешли на новый календарь лишь в 1752 году.
Интересно, что в культурах, не подвергнувшихся влиянию Римской империи, Новый год отмечается в другие сроки. Например, китайский Новый год празднуется в странах Восточной и Юго-Восточной Азии с 20 января по 20 февраля и корректируется по солнечному календарю. В Камбодже и Таиланде даты праздника приходятся на 13 или 14 апреля. Индуисты отмечают Новый год 14 или 15 апреля, в то время как исламский Новый год зависит от лунных фаз и также имеет плавающую дату. В некоторых странах Средней Азии главенствующим считается Навруз, совпадающий с днём весеннего равноденствия. Иудеи же отмечают новогодний празник в новолуние седьмого месяца тишрея, что по григорианскому календарю может приходиться на сентябрь или октябрь.
Таким образом, хотя 31 декабря стал общепринятой датой для встречи нового года во многих странах, историческая вариативность и разнообразие традиций подчеркивают богатство культурных обычаев и подходов к празднованию нового начала.