Российский союз автостраховщиков (РСА) и Всероссийский союз страховщиков (ВСС) выступили с предложением вернуть обязательный техосмотр (ТО) для легковых автомобилей. Главная цель этой инициативы — повысить безопасность на дорогах на фоне увеличения аварий, связанных с неисправностями автомобилей.
Ключевые изменения: техосмотр для автомобилей старше 10 лет
Инициатива предполагает:
Обязательный техосмотр для автомобилей старше 10 лет.
Это объясняется тем, что технические неисправности чаще возникают именно у старых автомобилей.
Добровольный техосмотр для новых автомобилей.
Машины моложе 10 лет будут освобождены от обязательной проверки.
Страховщики считают, что это позволит снизить аварийность и повысить контроль за техническим состоянием автомобилей без лишней нагрузки на владельцев новых машин.
Причины возвращения техосмотра
Отмена ТО в 2021 году
С 2021 года обязательный техосмотр для большинства легковых автомобилей был отменен, чтобы разгрузить автоинспекторов и сфокусироваться на коммерческом транспорте (такси, автобусы, грузовики).
Рост аварий из-за технических неисправностей
Увеличение числа ДТП, вызванных техническими проблемами, стало поводом для пересмотра необходимости техосмотра.
Штрафы за отсутствие техосмотра
При управлении автомобилем без действующей диагностической карты могут быть применены штрафы:
Для физических лиц:
2000 рублей, которые могут начисляться ежедневно до момента прохождения техосмотра.
Для юридических лиц (таксопарков и компаний):
50 000 рублей.
Водитель такси может получить штраф в размере 500 рублей.
Проблемы и опасения водителей
Предложение вернуть обязательный техосмотр вызвало оживленное обсуждение среди автомобилистов. Основные опасения:
Увеличение расходов:
Прохождение техосмотра может стать дополнительной финансовой нагрузкой, особенно для владельцев старых автомобилей.
Недостаточная прозрачность процесса:
Водители опасаются, что техосмотр может стать еще одной сферой для коррупции, когда диагностические карты будут выдаваться без реальной проверки автомобиля.
Неудобство прохождения ТО:
В некоторых регионах может быть недостаточно сертифицированных пунктов ТО, что приведет к очередям и затруднениям.
Преимущества реформы
Несмотря на опасения, возвращение техосмотра имеет и положительные стороны:
Повышение безопасности на дорогах.
Снижение аварий, вызванных техническими неисправностями.
Снижение риска ДТП из-за неисправных автомобилей.
Особенно это актуально для автомобилей старше 10 лет, которые чаще подвержены поломкам.
Улучшение контроля над процессом ТО.
Введение цифровых технологий поможет сделать процесс прозрачнее и снизить уровень коррупции.
Рекомендации экспертов для минимизации рисков
Обеспечить доступность ТО:
Развивать сеть сертифицированных станций технического обслуживания, чтобы избежать очередей и затруднений при прохождении проверки.
Внедрить цифровой контроль:
Использовать электронные диагностические карты и централизованные базы данных для отслеживания результатов техосмотра.
Информировать водителей:
Проводить кампании по информированию автомобилистов о новых правилах и порядке прохождения ТО, чтобы избежать неожиданного аннулирования документов.
Перспективы реформы
Обсуждение обязательного техосмотра для всех легковых автомобилей намечено на 2026 год. Основные цели реформы:
Повышение прозрачности и эффективности системы техосмотра.
Исключение коррупционных схем.
Учет интересов автомобилистов для обеспечения баланса между безопасностью и удобством.
Заключение: безопасность vs удобство
Возвращение обязательного техосмотра должно быть сбалансированным шагом. Оно может повысить безопасность на дорогах, но при этом важно, чтобы реформа не стала дополнительным финансовым и организационным бременем для автомобилистов.
Успех этой инициативы будет зависеть от того, насколько эффективно удастся объединить требования безопасности с интересами автовладельцев, обеспечив прозрачность и доступность процесса техосмотра.