В 2025 году идея возвращения обязательного техосмотра для легковых автомобилей вновь оказалась в центре общественного внимания. Эту инициативу предложили Российский союз автостраховщиков и Всероссийский союз страховщиков, мотивируя её тревожной статистикой: на фоне отмены обязательного осмотра для частных авто стало расти число аварий, вызванных техническими неисправностями.

По мнению представителей страхового сообщества, отказы в тормозной системе, изношенные шины и прочие критические неисправности всё чаще становятся причинами серьёзных дорожно-транспортных происшествий.
При этом речь идёт не о возврате прежнего жёсткого формата. Обсуждается более гибкий подход: обязательный техосмотр может быть введён только для автомобилей старше десяти лет. Владельцам же более новых машин предполагается предоставить возможность пройти диагностику по желанию. Такой компромиссный шаг, по мнению инициаторов, не создаст лишней бюрократической нагрузки для основной массы автомобилистов, но при этом обеспечит надёжный контроль за техническим состоянием изношенного автотранспорта.
Отдельно подчёркивается необходимость радикальной реформы самой процедуры техосмотра. За последние годы она дискредитировала себя в глазах многих водителей. Всплеск "липовых" диагностических карт, которые можно было оформить без фактического осмотра автомобиля, превратил систему в формальность. Теперь предлагается навести в этом порядок: внедрить прозрачные цифровые механизмы, ужесточить контроль за пунктами проведения диагностики и внедрить более строгую ответственность за подделку документов. Цель — не формальные бумажки, а реальная безопасность на дорогах.
Напомним, что обязательный техосмотр для личных легковых автомобилей был отменён в 2021 году. Это решение принималось с целью уменьшения нагрузки на водителей и фокусировки ресурсов на проверке общественного и коммерческого транспорта — такси, автобусов, грузовиков. Однако с тех пор, по мнению специалистов, стало ясно: отсутствие регулярного контроля за техническим состоянием личного автотранспорта негативно влияет на безопасность дорожного движения.
На сегодняшний день отсутствие техосмотра грозит штрафами только в определённых случаях. Например, если речь идёт о личном автомобиле, который обязан иметь диагностическую карту (в случае оформления ОСАГО или при наличии конструктивных изменений), штраф может составлять 2000 рублей. И что важно — он может начисляться ежедневно, пока нарушение не будет устранено. А для водителей коммерческого транспорта — например, таксистов — предусмотрен штраф в размере 500 рублей, в то время как на юридическое лицо, владеющее транспортом, может быть наложен штраф до 50 тысяч рублей.
Пока инициатива находится на стадии общественного и экспертного обсуждения. Принятие окончательного решения по возвращению техосмотра ожидается не ранее 2026 года. Власти взвешивают плюсы и минусы, пытаясь соблюсти баланс между безопасностью на дорогах и тем, чтобы не превратить новую норму в дополнительное обременение для автомобилистов. Одни считают, что даже добровольный техосмотр должен сопровождаться государственной поддержкой — например, субсидиями или бонусами при прохождении диагностики. Другие настаивают: главное — сделать саму процедуру честной, быстрой и доступной.
Многие эксперты соглашаются с тем, что контроль за состоянием автопарка необходим. Водители нередко эксплуатируют свои автомобили до полного износа, не уделяя должного внимания подвеске, тормозам и световым приборам. А ведь даже одна неисправность может стать причиной трагедии. Однако возврат обязательного техосмотра в прежнем виде может вызвать протест, если не будут устранены системные проблемы — бюрократия, коррупция и высокая стоимость услуги.
Пока нет однозначного ответа, какой именно формат будет принят в будущем: будет ли техосмотр обязательным для всех или только для старых автомобилей, останется ли возможность добровольного прохождения для новых машин, какие штрафы будут применяться — всё это будет решаться в ближайшие годы. Но уже сейчас понятно: общественный запрос на безопасность возрастает, и техническое состояние автомобилей вновь становится приоритетом государственной политики.
Читайте также:
- «Теперь проверят каждого». Пенсионеров, которым от 60 до 85 лет, ждет приятный сюрприз в мае
- С 2 мая будут запрещены скважины на участке: их придется демонтировать
- Больше не вывариваю старые полотенца: кладу 2 ложки на таз - станут будто только с магазина
- Смоет золотым дождем: Глоба пророчит бриллиантовую полосу четырем знакам на начало мая
- Учёные назвали самую полезную рыбу — это не тунец, не палтус и она в два раза питательнее лосося