Российский союз автостраховщиков (РСА) и Всероссийский союз страховщиков (ВСС) выступили с предложением возобновить обязательный технический осмотр (ТО) для легковых автомобилей. Эта мера, по мнению экспертов, поможет повысить безопасность на дорогах, особенно с учетом того, что возраст автопарка в России продолжает расти. Об инициативе сообщает издание "Известия".
Техосмотр для старых автомобилей: возможный компромисс
Одним из вариантов возвращения обязательного ТО является введение обязательной проверки только для автомобилей старше 10 лет.
Новые автомобили смогут проходить техосмотр на добровольной основе.
Такой подход, по мнению страховщиков, позволит снизить риски аварий из-за технических неисправностей старых машин.
Эксперты также подчеркивают необходимость реформирования системы ТО для исключения продаж диагностических карт без реальной проверки состояния транспортных средств.
История вопроса: отмена техосмотра в 2021 году
С 2021 года техосмотр для большинства легковых автомобилей в России стал необязательным. Это решение было направлено на:
Снижение нагрузки на автоинспекторов, чтобы они могли сосредоточиться на проверках коммерческого транспорта: такси, грузовиков и автобусов.
Однако с тех пор количество аварий по техническим причинам стало вызывать беспокойство, что и привело к новой инициативе о возврате обязательного ТО.
Штрафы за отсутствие техосмотра
Автовладельцам следует помнить, что управление автомобилем без действующей диагностической карты может привести к штрафам:
Для физических лиц штраф составляет 2000 рублей и может применяться ежедневно, пока техосмотр не будет пройден.
Для юридических лиц (например, таксопарков) штраф за выход автомобиля без ТО достигает 50 000 рублей, в то время как водитель такси заплатит только 500 рублей.
Обсуждение реформы: что ожидать?
Вопрос о возвращении обязательного техосмотра для всех легковых автомобилей будет активно обсуждаться в 2026 году. Основные задачи реформы:
Повышение прозрачности и эффективности системы ТО.
Исключение коррупционных схем, связанных с покупкой диагностических карт без фактической проверки авто.
Учет мнения автомобилистов, чтобы реформы соответствовали реальным потребностям владельцев транспортных средств.
Что думают автомобилисты?
Планируемая инициатива уже вызывает дискуссии среди водителей. Многие опасаются:
Увеличения затрат на содержание автомобиля из-за необходимости прохождения ТО.
Недостаточной прозрачности процесса, что может привести к злоупотреблениям со стороны проверяющих органов.
В связи с этим эксперты рекомендуют властям обеспечить:
Доступность и удобство прохождения техосмотра для автовладельцев.
Внедрение цифровых решений для контроля за процессом, чтобы исключить человеческий фактор и снизить коррупционные риски.
Итог: баланс между безопасностью и удобством
Возвращение обязательного техосмотра должно быть продуманным шагом, который поможет повысить безопасность на дорогах, не создавая при этом дополнительных трудностей для автомобилистов. Успешная реализация реформы будет зависеть от того, насколько эффективно удастся сочетать требования безопасности с интересами общества.