Новости Республики Коми
17 сентября, Сыктывкар 11.8°
Курс ЦБ 91.14 101.28
Общество

В Коми Народный бюджет не помог деревне

К нам в редакцию с жалобой обратились жители деревни Большая Сойва. Уже много лет сойвинцы страдают от плохого водоснабжения. В 2022 году благодаря местному депутату  Любови Борисовой  здесь разработали народный проект "Скважина в деревне Большая Сойва", с которым удалось войти в республиканскую программу “Народный бюджет”.

В Коми Народный бюджет не помог деревне
фото с группы “ПроНашДом Троицко-Печорск”

В рамках проекта из бюджета были выделены немалые средства, больше миллиона рублей, однако  средства  были потрачены неэффективно и питьевая вода в деревне так и не появилась.

Вероника Бажукова (имя изменено), жительница деревни Большая Сойва

Мы давно уже просим обеспечить нас питьевой водой путём установки скважины в верхней части деревни.
В прошлом году по инициативе депутата Любови Борисовой был разработан проект, который успешно прошёл все этапы утверждения и получил финансирование в размере 1 миллиона 114 тысяч рублей. То, что требовалось от инициаторов проекта было выполнено. Но нормальным образом нам скважину так и не сделали.

В рамках проекта должна была быть пробурена скважина до глубины залегания чистой воды. Затем обустроена водоколонка и произведено подключение насосного оборудования к линии электропередачи.

Но что -то пошло не так, - говорит депутат городского поселения “Троицко-Печорск” Любовь Борисова.

Любовь Борисова, депутат совета ГП “Троицко-Печорск”

С нами, инициативной группой, действительно никто не согласовывал. Не сочли нужным, понимая, что будут с нашей стороны возражения. Тем не менее, на место мы выезжали вместе со специалистом Лаской и и.о. руководителя администрации на тот момент Лимовой М. для осмотра места бурения. Однако, скважина все-таки была пробурена не в месте, указанном проектом (по условиям контракта ее  планировалось пробурить в центре деревни, что было бы удобно всем жителям), а совсем в другой точке. Об изменениях меня никто не уведомил, как и то, что не были внесены дополнения и изменения в проект. Элементарно, изменили мой проект.
Что касается глубины скважины - понятно, что специальных исследований никто не проводил. Но, учитывая, что территория Предуралья с залегающими хребтами сложная для бурения, необходимо было пробурить каменный слой, т.е не менее, примерно, 36-ти метров. Этого сделано не было. Пробурили всего 16 метров.

По словам депутата, местные власти изменили проект скважины и  добрались лишь до технической воды, которую пить категорически нельзя. В принципе,  выбранный заказчиком  подрядчик не смог бы пробурить скважину глубже - маломощные техника и оборудование не сдюжили бы такую глубину, - утверждают местные жители.

Любовь Борисова, депутат совета ГП “Троицко-Печорск”

Далее, по проекту должна была быть площадка исключительно чуть больше площади основания будки. Но, по измененному проекту,  туда положили 56 железобетонный плит, как потом выяснилось, бывших в употреблении. В моем проекте никакой речи об укладке такого количества плит не было. Это исключительно затея Ласки - вывод средств. Стоимость этого фронта работы - 300 тысяч рублей!
Последнее, видимо, чтоб уйти от ответственности или, по крайней мере, смягчить тяжесть содеянного, господин Ласка собирал подписи жителей с тем, что они согласны с подвозом воды. На сегодняшний день питьевой водой население не обеспечено. По старинке берут воду из ручья.

Администрация городского поселения без согласования с инициатором проекта по своему усмотрению разделила проект на несколько частей, изменив при этом его содержание.

В первую часть включили обустройство скважины (видимо подразумевая бурение скважины). Из технического задания невозможно понять на какую глубину планировалось бурить скважину (этой информации просто нет в документах).
Стоимость этого этапа было оценена в 350 тысяч рублей.

Второй этап, по замыслу специалистов администрации, включал в себя  благоустройство скважины.
В него включили непосредственно благоустройство территории, состоящее в основном из укладки 56 железобетонных плит на площадке возле колонки.

И ещё было запланировано освещение, включающее установку опоры, светильника и подключение к линии электропередачи.
Цена вопроса этого этапа - 364300 рублей. Даже чуть дороже, чем обустройство самой скважины.

Первоначально  разработчик проекта,  Любовь Борисова не предусматривала прокладку площадки из бетонных плит и освещение. Выделенная сумма должна была быть использована исключительно на достижение  цели проекта - обеспечение питьевой водой жителей деревни.

Что имеем на данный момент?

Скважину пробурили лишь на 16 метров. Столкнувшись с плотными породами земли, глубже пробурить просто не смогли. В результате, вода в колонке практически не поступает.

Елена  Торопова (имя изменено), жительница Большой Сойвы

Зато огромную территорию выложили железобетонными плитами. Абсолютно бессмысленная трата денег. А воды как не было, так и нет. Вреда от реализации проекта больше, чем пользы. Плиты уложили таким образом, что перекрыли подъезд к частному дому. Хозяин дома теперь не может даже ворота открыть.  Для того, что бы проложить эти плиты, засыпали напрочь канаву, идущую вдоль дороги, тем самым перекрыли центральный водосток вдоль главной улицы.
Итак, воды нет, колонки нет!
Зато есть бетонная площадка непонятного назначения и абсолютно не нужная конура со шлангом.
На эту "радость" потрачено 714300 рублей!  Где остальные 400 тысяч?!

Михаил Иванов (имя изменено), житель Большой Сойвы

На проект было выделено 1 миллион 114 тысяч рублей. Для нашей деревни это огромная сумма.
В результате воды в Сойве нет, а деньги ушли в неизвестном направлении. Разве это не вредительство?!
Живём в 21 веке, а деревня, расположенная в черте городского поселения, не обеспечена питьевой  водой.

Впрочем, жители Большой Сойвы не берут из новой колонки и техническую воду. Ни мыться, ни стирать  в такой ржавой воде нельзя, - говорят сойвинцы. Они по старинке таскают воду из ручья, которая находится почти в километре от деревни.

Галина Мартынова, жительница Большой Сойвы

Сложность в том, что до ближайшей воды - километр. И постоянно в гору высокую надо подниматься. Люди почти все преклонного возраста, очень тяжело. Не каждый может позволить себе технику. Кто как может, так и  доставляет воду: у кого лошадь, у кого легковая машина,
у кого мотоблок. А кто и с помощью  коромысла - дедовским способом.
Это летом, а приходит зима и ещё труднее. По сугробам да бездорожью. Люди уже устали возмущаться, нет никакой надежды, что вода будет!  А деньги просто профукали. Ни воды, ни денег, ни надежды.
И бурили скважину не там, где люди просили.
На общем собрании было принято решение, что скважина должна быть в центре деревни.
Меня лично возмущает, как руководители браво и лихо отрапортовали о долгожданной воде для населения перед вышестоящими чинами.

Вот такое бюджетное освоение. На обращения депутата Любови Борисовой о необходимости  обеспечения чистой водой жителей деревни из поселковой администрации пришел ответ, где представители местной власти советуют написать новый проект, чтобы вновь войти в республиканскую программу “Народный бюджет”.

фото и видео из личного архива Любови Борисовой

В статье использованы материалы из группы “ПроНашДом Троицко-Печорск”.

 

Автор: Василий Канев

Новости партнеров