В Коми автономные некоммерческие организации социального обслуживания населения заставляют вливаться в госучреждения. В республике из 11 существовавших с 2017 года АНО на сегодня остались на плаву лишь 3. Остальные от недофинансирования закрылись.
К нам в редакцию обратились сотрудники АНО ЦСОН «Югыд лун». Работникам центра, а это 62 человека, с начала года урезали зарплату на 30%, а в феврале начались задержки с её выплатой. Нам удалось связаться с директором центра, Виктором Гуровым. Он сообщил нам, что проблема решена и задолженность по зарплате погашена.
Проблему, скажем так, решили совместно с министерством, зарплату выплатили. Задолженность образовалась из-за кассового разрыва. Дело в том, что в прошлые годы всегда проводили конкурс на получение бюджетного финансирования и заключали долгосрочные договора. В прошлом году по каким-то причинам этот конкурс не проводился министерством социального развития, поэтому сейчас финансирование нашего центра происходит после отчета о выполненной работе. Соответственно, образовается кассовый разрыв. Небольшая задержка была по зарплате и девочки, которые поэмоциональнее стали писать, жаловаться.
По информации редакции, в прошлом году некоммерческие центры социального обслуживания населения в Коми стали чуть -ли не в приказном порядке “загонять” под крышу государства. После того, как в прошлом году Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми решило не проводить конкурс и не субсидировать некоммерческие организации социального обслуживания населения, 8 центров закрылись. На плаву остались лишь 3 АНО: «Жизнь», «Югыд лун» и «Хорошая жизнь».
Работники оставшихся центров нам рассказали, что ещё осенью 2023 года по квартирам пенсионеров и инвалидов стали ходить представители государственных центров соцзащиты и предлагать отказаться от услуг АНО в их пользу. Работникам «аношек», в свою очередь, поступили предложения перейти на работу в ЦСЗ, правда, не на должности соцработников, а на ставку «помощников по уходу», с урезанной зарплатой.
У сотрудников АНО, естественно, возник вопрос: почему идет набор только помощников, а не соцработников? Ведь они все сейчас находятся именно на должности «социальный работник», оплата труда по которой защищена Указом Президента РФ от 07.05.2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
К слову, угроза о том, что в АНО сотрудники более не смогут получать зарплату, оказалась не единственным рычагом давления со стороны минсоцразвития. АНО “Жизнь и вовсе попросили освободить помещение, которое организация занимала шесть лет по договору безвозмездного пользования. Никаких претензий по его использованию ранее не было.
За годы работы и в АНО «Жизнь», и в АНО «Югыд лун» сложился дружный сплоченный коллектив неравнодушных к своей работе и подопечным. Большинство работников высказались против перевода в другую организацию и искренне не понимают, зачем рушить то, что хорошо работает.
С высоких трибун и региональных и федеральных все чаще звучат лозунги - о растущей роли НКО в экономике и социальной сфере страны. Об этом в своем обращении к Совету Федерации говорил и Президент России Владимир Путин. Что же на самом деле происходит в нашей республике?!
С таким вопросом мы обратились и к руководству министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми. Конкретно, к заместителю министра Анне Кучеровой.
К моменту публикации материала ответа из ведомства не поступало.