В Коми театре новый главный режиссер
В Академическом театре драмы имени Виктора Савина новый главный режиссер. Им назначен Денис Рассыхаев. К обязанностям Денис Рассыхаев приступил уже 6 августа.
Денис Александрович Рассыхаев – актер, режиссер, лауреат премии правительства в области драматургии и искусства имени Виктора Савина, заслуженный работник Республики Коми. Окончил актерское отделение республиканского училища искусств, Ярославский театральный институт по специальности «Актер театра и кино» и режиссерское отделение Театрального института имени Бориса Щукина.
На сцене Театра драмы имени Савина сыграл около 100 ролей и поставил более 10 спектаклей. Причем спектаклей, которые на слуху и пользуются заслуженным вниманием публики: антиутопия «Зверь» и эпическая феерия «Снегурочка. Live», «Свадьба с приданым», «Игра в фанты», «А зори здесь тихие. Лебедушки» и «Каштанка»…
Денис Рассыхаев преподает актерское мастерство в Колледже искусств Республики Коми. Сегодня студенты Дениса Рассыхаева представляют молодое поколение труппы театра.
Новый театральный сезон 13 сентября откроется премьерой комедии Александра Островского «Волки и овцы» в его постановке.
Новый главный режиссер театра драмы им. В. Савина нашел окошечко в своем плотном графике и ответил на наши вопросы.
Почему и как сошлись звезды, что ты стал главным режиссером? Для тебя такое предложение от руководства театра было неожиданным?
Нет, неожиданностью для меня это не было. Мы уже не первый год с Михаил Николаевичем (Матвеев - директор театра) говорили об этом, он со мной обсуждал этот вопрос. Я чувствовал, что я еще не готов, мне нужно набраться режиссерского опыта. 6 лет назад я закончил Щукинский театральный институт в Москве, режиссерский факультет, с тех пор ставлю спектакли в нашем театре в качестве режиссера. Ну и вот, видимо, пришло то время, когда и я, и директор пришли к консенсусу. Я оказался морально и духовно готов к предложению занять должность главного режиссера театра.
Чем отличается главный режиссер от штатного режиссера?
Конечно, у главного режиссера свободы меньше, чем у простого режиссера. Потому что свобода ограничивается степенью ответственности. Появляется больше ответственности, больше обязанностей. Вот меня поздравляют коллеги со вступлением в должность, а я думаю, чем тут поздравлять - то?! Меня не наградили, я просто получил больше работы, больше ответственности. Будучи простым режиссером, я удовлетворял свои личные амбиции, фантазии, проекты, а тут я уже думаю в целом от театре, о труппе, о концепции развития и движения театра. Мне теперь нужно учитывать каждого актера в труппе, каждого режиссера, работающего в театре.Тут уже совсем другие задачи и цели.
Я уже 13 лет преподаю актерское мастерство в колледже искусств и на данный момент 16 моих учеников с труппе театра, моих и Светланы Валентиновны (Светлана Малькова - жена Д. Рассыхаева), она преподает мастерство слова. Наши ученики уже входят в костяк труппы, многих зрители уже хорошо знают, они играют ведущие роли. Ведущие актеры и актрисы театра - это очень дорого для меня и очень много значит.
Теперь перед тобой встают совершенно иные задачи и цели? Уже надо думать в целом о концепции развития театра - не пугает?
Нет, не пугает. Как кто-то говорил, - “Не Боги горшки обжигают!” - все под силу человеку и не надо бояться каких-то новых уровней и задач. Это и репертуарная политика, чтобы не было сикось-накось – “что хочу, то и ставлю”. Вот брать наши великие театры - Вахтангова, Ленком, - мы же видим у них определенную политику репертуарную. Мы видим то направление, в котором они работают, анархии не должно быть. Мы помним нашу любимую Таганку, которая была отличием от всех, и театр имел свой почерк. У каждого профессионального театра должен быть некий свой почерк.
Какой почерк у нашего драмтеатра?
Я думаю он формируется. Почерк диктует - история, корни плюс время, актуальность. Не нужно забывать историю нашего театра, нельзя рубить с плеча, нельзя делать революцию. Нужно наводить мосточек между современностью и историей, тогда театр сам найдет свою стезю, отталкиваясь от корней и истории нашего театра. Театр - живое существо и нужно очень правильно и вовремя ставить акценты.
Каждый новый главный режиссер приходит со своей “метлой”?
Я не считаю, что это всегда правильно. Есть театры, которые в этом действительно нуждаются, мы этот путь пережили уже. Мы национальный театр, не надо об этом забывать.
У нас театр закрывали, когда была реконструкция - были очень сложные времена. Когда мы вошли в новый театр, у нас много сотрудников к тому времени, в том числе актеров, ушли из жизни, кто - то уволился, кто - то ушел в другую сферу, поменял работу. Тогда театр был в очень тяжелом положении.
Как раз тогда Михаил Николаевич (Матвеев - директор театра) начал поднимать все, при нем начала вливаться молодежь, появилась молодая труппа, стали направлять молодых ребят из Коми в лучшие театральные ВУЗы страны.
Сейчас театр в нужном направлении идет - он растет, он развивается. У нас еще на базе основного театра появился молодежный театр.
Была сначала идея создать ТЮЗ, но не прошло это у нас, и мы решили создать молодежный театр. Молодежный театр дает возможность экспериментировать, новые формы пробовать - это очень интересно для актеров в первую очередь.
Сейчас во многих столичных театрах режиссеры любят экспериментировать: то Гамлет в джинсах и кроссовках на сцене, то Джульетта голая. Вы бы хотели такие эксперименты с классическими произведениями?
Эксперименты иногда полезны, иногда контрпродуктивны. Нужно четко знать и ощущать грань, которую переходить нельзя. Нельзя всех одеть в джинсы, рэпчик или там еще что-нибудь и сыграл того же Островского. Нет, я считаю это - потоптаться на классическом произведении, на мировой литературе. Можно все сделать более интереснее и тоньше.
Ну, а как же зрителя заинтересовать? Он ведь голосует рублем, как не крути?
Тут важна актуальность спектакля. Чтобы он задевал болевые точки общества, соответствовали общественной ситуации. Чтобы то, что происходит на сцене - задело зрителя, чтобы зритель сопереживал герою на сцене. По моему, это у нас получается.
Кто сейчас ходит на спектакли - пожилые и средний возраст? Молодежь ходит?
Конечно ходит! И это прекрасно, что юноши - девушки ходят в театр, у них есть потребность. У нас много разных спектаклей и для зрелого возраста, скажем так, и для юных зрителей, и для молодежи, которая слушает рэп.
Чем будет богат новый 95-ый театральный сезон?
Сейчас мы готовим большой спектакль “Волки и овцы”, к юбилею Галины Аркадьевны (Галина Микова - заслуженная артистка России). Потом следом мы готовим спектакль по Шекспиру - “Сон в летнюю ночь”. Тоже огромная работа, участвует практически вся труппа театра. Вообщем, театральный сезон у нас ожидается очень насыщенным и интересным и для труппы, и самое главное для нашего любимого зрителя.
Спасибо! Желаем новых творческих побед!
фото автора и из личного архива Дениса Рассыхаева