Общество

В Коми растет количество фальсифицированной продукции.

По данным специалистов Россельхознадзора, в 30-40% отобранных пробах эксперты подтверждают наличие посторонних веществ, т.е. фальсификацию.


Как происходит борьба с фальсифицированной  продукцией, которая поступает в социальные учреждения республики Коми нам рассказал руководитель Североморского межрегионального управления Россельхознадзора Виктор Макаркин. Напомним, уроженец Вуктыла, Виктор Макаркин много лет возглавлял Управление Россельхознадзора по Коми. В 2021 году в результате реорганизации территориальных управлений Россельхознадзора: по Республике Коми, по Мурманской области и по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу  Виктора Макаркина назначили руководителем Североморского  межрегионального Управления  Россельхознадзора с центром в Петрозаводске. Тогда же Виктор Петрович переехал на ПМЖ в Республику Карелия.  

Виктор Петрович, растет ли число фальсифицированной продукции? Если да - то почему?

 

К сожалению, поступление небезопасной фальсифицированной продукции в социально значимые бюджетные учреждения остаётся серьезной проблемой, не сходящей с повестки дня на протяжении нескольких лет. Мы не можем говорить об ухудшении ситуации и о росте фальсификации - слишком небольшой объем продукции проходит мониторинг, значительно меньший, чем хотелось бы, но та узкая картина, которую мы наблюдаем как контролеры, нас не устраивает. В 30-40% отобранных проб эксперты подтверждают наличие посторонних веществ, т.е. фальсификацию. Сегодня пробы отбираются не от всего объема поступившей продукции, а лишь от «подозрительной» части: от продукции поставщика, ранее уже уличенного в недобросовестности, от продукции, информация о которой вызывает опасение - например, если молочный продукт изготовлен из нелогично маленького объема молока.
Почему не удается искоренить проблему нахождения в больницах и школах «поддельных» продуктов? Здесь можно говорить о несовершенстве механизма осуществления государственных закупок пищевых продуктов; низком уровне теоретической и практической подготовки должностных лиц бюджетных учреждений, ответственных за приемку товаров; недостаточном контроле качества при приемке продукции животного происхождения. Но, на мой взгляд, причина заключается в нежелании и отсутствии заинтересованности в борьбе с недоброкачественной продукцией со стороны региональных органов власти и администрации самих социально-значимых учреждений.

 

Неужели нельзя принять такой железобетонный закон, который бы раз и навсегда решил вопрос поставок такой продукции в детские сады и школы, больницы? Это так сложно? Что было 10 лет назад и что сейчас - ничего не изменилось! Как поставляли детям, извините, г...о, так и поставляют жулики - предприниматели?
 

Дело не в законе, при грамотном подходе действующее законодательство даёт возможность не допускать подобного. Если бы социальные учреждения использовали возможности, которые дает им закон, фальсификат можно было бы отсечь при закупках.
Управлением еще в 2021 году были подготовлены конкретные предложения по исправлению ситуации, разработан комплекс мер, направленных на изменение подходов к организации закупок, усиление контроля при приемке продукции и ведение претензионной работы с недобросовестными поставщиками. Такой подход неоднократно озвучивался на заседаниях межведомственных комиссий и групп. Направлены десятки писем в региональные и муниципальные органы власти, органы МВД, ФСБ, проведена личная встреча с губернатором Республики Коми.
Одно из наших предложений заключается в следующем. В распоряжении Россельхознадзора сейчас имеется уникальная информационная система – ФГИС «ВетИС». ВетИС позволяет подтвердить или опровергнуть качество и безопасность продукции животного происхождения, установить т.н. прослеживаемость товара – из какого молока и когда сделан сыр, где выработано молоко, исследовано ли молоко и т.д. и т.п. Мы предлагали использовать эти возможности при приемке товара. Соответствующее поручение было запротоколировано, обозначены «пилотные» учреждения. Но таких обращений поступило крайне мало: в 2021 году – 14, в 2022 – 17, а в 2023 году – 0. Приемка продукции животного происхождения в социально-значимых учреждениях республики продолжает осуществляться «по старинке». Имеются лишь единичные положительные примеры такого взаимодействия, в этих случаях действительно продукцию удавалось вернуть поставщику и произвести замену.
А между тем, именно разрывы контрактов со стороны получателей продукции в случаях, когда их не устраивает качество, привели бы к убыткам и поставщиков, и производителей, - а следовательно, некачественный товар предлагать стало бы просто невыгодно.
Вопрос о переходе от тестовой стадии к полноценной работе по проверке поступающей продукции силами не только Управления, но и специалистов республиканской службы так и не был решен.
Таким образом, реальные возможности пресечь поступление фальсификата в социально значимые учреждения республики, не требующие привлечения дополнительных финансовых ресурсов, игнорируются органами исполнительной власти региона, ответственными за организацию закупок для социально значимых учреждений, и, как следствие, игнорируются и самими учреждениями.
Мы сопоставили данные о недобросовестных поставщиках и данные о проведении государственных закупок бюджетными учреждениями. Проведенный анализ однозначно показал, что финансовые средства расходуются на приобретение продуктов питания у поставщиков, многократно уличенных в поставках фальсификата по всей стране. Так, в Республике Коми по оценке Управления за неполный 2023 год примерная стоимость продукции, которая подлежала бы возврату поставщикам и изъятию из оборота в виду отсутствия прослеживаемости, составила более 5,75 млн руб. Однако, и эта информация не оказала воздействия на руководство республики.
Сейчас некоторую динамику этой работе придало обращение в Контрольно - счётную палату Республики Коми, которая инициировала проведение аудита расходования средств за закупку питания в двух интернатах республики. Уже сейчас, в 1 квартале 2024 года, прошло первое из них. Одновременно мы стали регистрировать обращения социально значимых учреждений о проверке принимаемой продукции с использованием Ветис.
Кроме того, 1 марта 2024 года Контрольно-счетная палата Республики Коми и Североморское межрегиональное управление Россельхознадзора заключили соглашение о сотрудничестве и взаимодействии, предполагающее привлечение специалистов и экспертов при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, информационный обмен, совместные семинары и совещания, консультации. Управление ожидает, что результатом станет повышение контроля за осуществлением закупок и снижение доли фальсифицированной и иной некачественной продукции, поступающей в социальные учреждения Республики Коми.
 

Некачественную продукцию нашли в одной из школ Воркуты, в сыктывкарском интернате, а также в медучреждениях обоих городов. - можно поподробнее?
 

Управлением ежегодно проводится государственный пищевой мониторинг, в рамках которого отбираются пробы животноводческой продукции для исследований на соответствие по показателям качества и безопасности. Этот мониторинг не является контрольно-надзорным мероприятием, его результаты не влекут для участников административного наказания, но он позволяет пресечь оборот небезопасных товаров.
В рамках этого мониторинга за период с января по март 2024 года было установлено 6 положительных проб продукции, то есть таких, в которых обнаружены несоответствия. 4 пробы были отобраны в учреждениях здравоохранения и в одной из школ Воркуты. В пробах масла были выявлены несоответствие по жирно-кислотному составу и растительные жиры, в сыре – растительные жиры.
Также растительные жиры были выявлены в пробе сыра, отобранного в одном из медучреждений и пробе масла, отобранного в одном из интернатов, расположенных в Сыктывкаре.
Несоответствия по указанным показателям свидетельствуют о фальсификации продукции, где продукты с дешевыми растительными заменителями выдаются за товар, изготовленный из натурального молока.
Вся молочная продукция была произведена в других районах страны (Московская, Нижегородская области, Республика Татарстан, Чувашская республика).
Управлением были направлены информационные письма в адрес получателей для проведения претензионной работы и возврата некачественной продукции, поставщиков и производителей. Выданы предостережения поставщикам продукции. Инициировано согласование с органами прокуратуры внеплановой проверки в отношении поставщика, уличенного в поставках нескольких партий фальсифицированных товаров, получен отказ, сведения о выявленных нарушениях направлены в органы внутренних дел. Проинформированы территориальные управления Россельхознадзора по месту нахождения производителей.  Работа в данном направлении продолжается.
 

Почему ответственность за фальсификат не несут руководители соцучреждений?
 
 

Ответственность должны нести в первую очередь производители фальсификата, но в условиях действующего моратория на проведение плановых проверок реализовать это крайне сложно. В прошлом году в Кодекс РФ об административных правонарушениях были внесены изменения, теперь возбудить административное производство можно только по результатам контрольно-надзорного мероприятия, проведенного во взаимодействии с контролируемым лицом, например – внеплановой проверки. Провести такое мероприятие можно только по согласованию с органами прокуратуры. В 2023 году мы направили в органы прокуратуры  22 материала по данному вопросу, в 22 случаях последовал отказ ввиду отсутствия оснований для проверки.
Для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовных дел в органы МВД в 2023 году было направлено 22 материала, только по одному из них в начале 2024 года было возбуждено уголовное дело.  По остальным материалам правоохранительными органами не было выявлено  оснований для возбуждения уголовного дела .
 

Почему не меняется закон 44 по проведению тендеров и заключению контрактов ?
 
 

Повторюсь: при грамотном подходе закон даёт возможность не допускать фальсификат в детские сады, школы, больницы и т.д.
Это возможно, например, при использовании конкурсных процедур, которые позволяют помимо цены товара при выборе победителя закупки учитывать и неценовые критерии (качественные характеристики продукции), путем внесения условий, касающихся проверки прослеживаемости продукции с высоким риском фальсификации в технические задания и государственные контракты.
Однако 2022 и 2023 годы показали, что закупки продуктов питания путем проведения конкурсов не проводятся, несмотря на то, что соответствующее поручение Комитету Республики Коми по закупкам и профильным министерствам было дано ещё в феврале 2021 года, а рекомендации по внедрению неценовых критериев были подготовлены в середине 2021 года. Для заключения государственных (муниципальных) контрактов на поставку молочных продуктов продолжают массово использоваться электронные аукционы и запросы котировок, в результате чего побеждают оптовые поставщики, имеющие возможность поставить самую дешевую (и, как правило, наименее качественную) продукцию.

 

Оправдалось ли то, что вашу контору и вас перевели в Петрозаводск? Что-то изменилось?

 

Реорганизация была проведена в 2021 году, сейчас Управление осуществляет деятельность на территории 5 субъектов РФ: Карелия, Коми, Мурманская и Архангельская области и Ненецкий автономный округ. Объем реализуемых полномочий после реорганизации не изменился, объединение позволило оптимизировать некоторые аспекты деятельности путем распространения лучших практик, сложившихся на разных территориях, и более полного использования профессионального ресурса.
Что касается фальсификата, то и на территории Карелии, Мурманской и Архангельской областей мы видим аналогичные проблемы. В Республике Карелия, например, осенью прошлого года ученики крупнейшей школы Петрозаводска отказались от предлагаемой еды. Компания, организующая питание в этой школе, ранее уже неоднократно попадала в поле зрения Россельхознадзора, используемые для приготовления питания продукты действительно имели признаки фальсификации. В этот раз после появления информации в СМИ контракты с этой компанией были расторгнуты. Такие случаи показывают, что на ситуацию может повлиять и общественность: если родителей воспитанников детских садов и школьников не устраивает  качество питания, они могут требовать его улучшения, в том числе проверки организации питания со стороны органов власти и надзорных органов.

 

Спасибо!
 
 
 
 

Автор: Василий Канев