Потребность в педагогических кадрах в Республике Коми на 1 сентября 2024 года составила 385 человек. Об этом сообщили в Министерстве образования и науки региона. Проблема кадрового дефицита в образовательной сфере остается одной из наиболее острых, особенно в разрезе отдельных предметных областей.
Наибольшая нехватка кадров наблюдается среди учителей иностранных языков, русского языка и математики. Чтобы обеспечить выполнение образовательных программ, школы региона вынуждены перераспределять учебную нагрузку между уже работающими педагогами. Этот временный выход из ситуации создает дополнительную нагрузку на учителей, что может сказываться на качестве образовательного процесса.
Согласно данным Минобрнауки Коми, по состоянию на декабрь 2024 года в республике обучается 2 347 студентов по педагогическим направлениям подготовки. В 2024 году высшее педагогическое образование получили 328 выпускников, из которых только 204 (или 62%) выбрали работу по специальности в образовательных учреждениях региона.
Кроме того, важную роль играет подготовка педагогов через программы среднего профессионального образования. На данный момент таких студентов в регионе насчитывается 936 человек. В прошлом году дипломы об окончании учебных заведений получили 284 выпускника педагогических колледжей и техникумов, однако только 137 из них (48%) трудоустроились в школы и детские сады. Еще 52 выпускника продолжили обучение в вузах.
Дефицит педагогических кадров в Коми связан с рядом факторов, включая недостаточный престиж профессии, низкий уровень заработной платы и высокую нагрузку. Министерство образования и науки региона предпринимает усилия для привлечения молодежи в профессию. Среди ключевых мер — целевое обучение, стипендиальная поддержка, программы наставничества и государственные гарантии трудоустройства.
Также ведется работа над улучшением условий труда и повышением квалификации педагогов. Планируется усилить профориентационную работу с учащимися старших классов и создать дополнительные стимулы для трудоустройства в сельские школы, где проблема нехватки кадров особенно остра.
Несмотря на сложности, республика делает ставку на молодых специалистов, которые должны стать основой системы образования в ближайшие годы. Результаты подготовки педагогов в 2024 году дают надежду на постепенное решение кадровой проблемы, однако для достижения устойчивых результатов требуется системный подход и усиленное внимание к социальным гарантиям учителей.