Владимир Путин подписал указ о награждении жителей Коми государственными наградами. Одна из них - директор Выльгортской школы № 2 им.В.П.Налимова, Римма Степановна Торлопова. По указу президента она награждена орденом Дружбы за заслуги в области образования и многолетнюю добросовестную работу. Ее стаж работы - 46 лет.
В 2000 году Римма Степановна была награждена нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации». В 2007 году - ей присвоили почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».
Мы решили поговорить с заслуженной учительницей России.
Римма Степановна, поздравляем вас с заслуженной наградой! Какие ощущения?
Прежде всего, награда была для меня неожиданной. Рада, конечно: это очень высокая оценка моей работы. Но такая награда ко многому обязывает. Этой награды не было бы, если бы не мой коллектив: творческий, ответственный, много молодых креативных педагогов, приятно, что 24 педагога из 92 – выпускники школы. Я благодарю всех, кто поддержали мою кандидатуру на награждение.
Немного расскажите о себе? Откуда родом, где учились в школе, ВУЗ заканчивали? Почему именно этот факультет - специализацию выбрали?
Я родилась в простой советской семье, родители (дети войны) всячески поддерживали получение образования. Всегда с уважением относились к школе и моим педагогам. Мы с братом никогда при родителях не смели сказать что-то недоброе в адрес педагогов. Я росла с этим чувством уважения к Учителю. Училась в сыктывкарской школе № 16, но окончила школу № 12 им. Олега Кошевого.
Почему много лет назад выбрали путь педагога? Кто - то в роду у вас был учителем?
Нет, в роду у меня педагогов не было, но где учиться дальше - вопрос не стоял. Конечно, я поступила в Коми государственный педагогический институт на филологический факультет. Почему? У меня были прекрасные педагоги, которых я до сих пор с уважением вспоминаю: Павел Степанович Ларин, Игорь Федорович Бушуев, Ольга Павловна Сушинская, Борис Иванович Захаров… Русский язык и литературу преподавала Любовь Андреевнам Буткевич, участница Великой Отечественной войны. Строгая, требовательная, но всегда с уважением и любовью относилась к нам, ученикам.
46 лет в школе - почти полвека! Это же очень много! Были моменты, когда хотелось уйти из школы, поменять работу - сферу деятельности?
За 46 лет работы в школе у меня никогда не возникало мысли поменять сферу деятельности. Даже когда в течение 3-х лет я работала методистом в Управлении образования, я хотела вернуться в школу. Как только мои дети подросли я вернулась в школу. Но тот административный опыт, приобретенный в отделе образования, мне очень помог в дальнейшем. С благодарностью вспоминаю Нину Валентиновну Зезегову – нашего главного методиста. Все дальнейшие годы и сейчас она рядом: поможет, подскажет, направит.
Мы привыкли сравнивать сегодняшнюю систему образования с советской. Как вы считаете, сейчас лучше система образования или тогда было лучше? В чем отличия, разница, в чем сходство?
Отличается ли система советского образования от сегодняшней? Конечно. За этот период не только образование, но и страна наша стала другой.
Но от советской системы образования нам досталась хорошая учебная база, которая, на мой взгляд, не столь кардинально изменилась за этот промежуток времени. Все новое – это хорошо забытое старое. Мы снова пытаемся создать в стране единое образовательное пространство, единые программы, учебники по всем предметам. Нас в советской школе учили всех и всему. Сейчас есть возможность большей дифференциации в обучении (чего не было в советской школе).В современной школе осуществляется переход на углубленное изучение отдельных предметов, осуществляется профильное обучение в старшей школе для детей мотивированных к учебе, осуществляется профессиональное обучение А мотивация у детей разная. Кто-то хочет получить хорошие знания, выбрать профессию в будущем, которая будет приносить им и моральное, и материальное удовлетворение. Кому-то достаточно базовых знаний. Все зависит от условий, в которых воспитывается ребенок. И сейчас задача современной школы научить ребенка ставить перед собой цели, воспитать волю к достижению поставленных задач, учиться преодолевать трудности. А главное – любить свою страну, с уважением относится к окружающим их людям, уметь быть благодарными.
А насколько изменились дети? Какие они стали?
Мы очень часто говорим, что дети нынче другие. Да, они другие. Что-то, может быть, и не знают, но в чем-то разбираются лучше нас. И нас они заставляют не отставать от времени. И за это я их люблю всех. За ними будущее. Я думаю, у нас достойная умная и сильная молодежь.
Система образования в ВУЗ-ах сильно изменилась? Достойно ли сейчас готовят педагогов? Если нет, то почему? Что нужно вернуть из советской системы подготовки педагогов?
Говоря о подготовке в вузах современных учителей, хочу отметить, что к нам приходят хорошо подготовленные теоретически педагоги. Они молоды, интересны ученикам. Не хватает методики преподавания предмета. Хотелось бы чтобы вернулась советская система стажировки учителей, когда рядом с нами на практике были методисты вузов, с которыми мы вместе разрабатывали конспекты уроков, внеурочных занятий, детально разбирали каждый данный урок и тем самым приобретали уже опыт.
Сейчас много говорят о престиже учителя (говорят, но мало делают для подъема престижа). Как думаете, почему авторитет учителя так сильно упал и что нужно делать, чтобы учитель, педагог снова стал в центре внимания?
Престиж учителя падает? Я этого никогда не ощущала. Хотя, конечно, и у нас в школе возникают конфликты, и очень много пишут в Интернете о конфликтах с учителями, об их увольнении, наказании, что дает детям право на жалобы в адрес учителя. Ко мне дети и родители относились с уважением.
Да, конфликты, жалобы бывают. Как без этого. Но я благодарна ученикам, родителям, учителям, что они пытаются решать проблемы через умение выстроит диалог, разобраться в причинах конфликта и найти обоюдоприемлемое разрешение конфликта.Надо просто уважать тех, кто тебя окружает. Как научиться уважать друг друга? Рецепта я не знаю. Мы, люди, не идеальны. У нас у каждого есть и достоинства, и недостатки. Главное – оставаться порядочным и стремиться к человеческим ценностям, таким, как добро, любовь, взаимопомощь и взаимоподдержка.
Есть ли хобби? Чем любите заниматься в свободное время, досуг?
Всегда любила читать. И сейчас люблю. Но времени не хватает, хотя пытаюсь выкроить. Работа руководителем требует много времени и сил. Семья – муж, дети, внуки, старенькая мама - тоже требуют много внимания. Хотелось бы больше времени проводить с ними. Стараюсь.
Спасибо огромное!