В республике назревает серьезная проблема, связанная с безопасностью несовершеннолетних участников дорожного движения. Как показали последние данные, за первые четыре месяца 2025 года количество аварий с участием подростков выросло почти вполовину по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В результате 22 аварий 24 ребенка получили различные травмы, а двое – в Сыктывкаре и Сыктывдинском районе – погибли. Эти тревожные цифры прозвучали 30 мая на пресс-конференции, организованной в РДКБ, где с отчетом выступила начальник отдела пропаганды безопасности Госавтоинспекции Мария Полякова.
Общая тенденция по региону демонстрирует устойчивый рост ДТП с участием несовершеннолетних. За три последних года число таких происшествий увеличилось на 27%, а количество пострадавших детей – на 23%.
Особую обеспокоенность вызывает тот факт, что во всех случаях, когда дети находились в автомобилях в качестве пассажиров, водители – как правило, родители – нарушали элементарные правила их перевозки. Полякова подчеркнула, что с возрастом ребенка родительская бдительность, парадоксально, снижается: чем старше дети, тем реже они ездят пристегнутыми или в детских удерживающих устройствах.
Однако еще более тревожной проблемой стал стремительный рост числа аварий с участием детей, управляющих двухколесной мототехникой — мопедами, питбайками, мотоциклами. В 2024 году именно этот сегмент составил 30% всех происшествий с несовершеннолетними, и, по прогнозам специалистов, в ближайшее время этот показатель может только увеличиться.
Причина — в том, что дети и подростки получают доступ к мощной технике, не обладая необходимыми навыками вождения, а также без соблюдения требований безопасности и юридического допуска.
Родители нередко становятся невольными соучастниками будущей беды: приобретая питбайки детям, они не задумываются ни о правилах их эксплуатации, ни о юридических последствиях. Подобная халатность уже привела к множеству инцидентов.
Часто байки приобретаются "для развлечения", но в условиях отсутствия инфраструктуры для организованного мотоспорта и надлежащего обучения, это превращается в рискованный эксперимент с жизнями.
Илья Кустышев, специалист по техническому надзору, заявил, что на сегодняшний день у них просто нет управы на владельцев питбайков. Он пояснил, что эти транспортные средства не подлежат обязательной регистрации, не фиксируются дорожными камерами и зачастую катаются по дворам и улицам вообще безнаказанно. По его словам, единственный путь изменить ситуацию — принять закон, который бы установил четкие требования к возрасту водителя, обучению, регистрации техники и контролю за ее эксплуатацией.
В ответ на растущее число происшествий, в Коми уже предпринимаются конкретные шаги. Так, инициатива о введении обязательной регистрации для питбайков и электросамокатов была направлена ГИБДД в региональный парламент.
Одновременно в муниципалитетах действуют оперативные меры: в Ухте, например, используются скрытые патрули на гражданских автомобилях, которые фиксируют нарушения и оперативно передают данные дежурным экипажам. Кроме того, в республике применяется система "Паутина" — цифровой комплекс, позволяющий отслеживать и анализировать движение транспорта, пусть и с ограниченной эффективностью в отношении незарегистрированных байков.
Между тем проблема выходит далеко за рамки только технического или правового поля — она касается в первую очередь сознания взрослых. Без осознания того, что мотоцикл в руках подростка — это не игрушка, а потенциальный источник смертельной опасности, кардинальных перемен добиться будет сложно. Сегодня, когда доступность мототехники выросла, особенно важно развивать культуру ответственного родительства и детской безопасности. Только тогда пугающая статистика перестанет расти.