Директор сыктывкарского театра: «Наше кредо – проекты, которые станут яркими событиями в жизни»
Государственный академический театр оперы и балета Республики Коми уже вовсю готовится к новому сезону, в течение которого публику ожидают приятные сюрпризы, новые имена и, конечно, премьеры во всех музыкальных жанрах. В эксклюзивном интервью «Новостям Коми» директор театра Алексей Садовский рассказал о том, что ожидать поклонникам классического искусства разных возрастов: от детей до старшего поколения.
- Алексей Юрьевич, Вы приступили к своему функционалу весной, практически под конец минувшего сезона. Тем не менее, впечатление от коллектива у Вас наверняка уже сложилось…
- Театр в хорошей боевой форме. Нет нареканий к работе административного аппарата, полностью выкладываются и все творческие коллективы.
- Ввиду отсутствия главного дирижера будет ли решен этот вопрос?
- Нам нужны сразу несколько профессионалов. Музыканты готовы к сотрудничеству с разными специалистами и настроены на освоение партитур разной степени сложности. Оркестр собранный и ответственный. Хотя состав не полный: недобор во всех группах инструментов, к сожалению. Между тем, мы намечаем приглашать к нам маэстро из театров нескольких регионов.
- Относительно балета: каковы Ваши впечатления?
- Благодаря тому, что труппой занимается целая группа продюсеров, наши артисты регулярно ездили на гастроли в минувшем сезоне. В мае побывали в Ярославле, Костроме и Москве. В июне – в Санкт-Петербурге. Нынешней осенью туры состоятся снова в столицу нашей страны, причем выступать наша труппа будет в престижном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Кроме того, нас ждут в Иваново с пятью спектаклями.
- Рассчитываете ли на международные поездки?
- Благодаря проведению в России Года Китая нам поступило предложение побывать в гостях в Поднебесной: отправим туда балет и оркестр в 2025-ом.
- Что скажете об оперной труппе?
- Окончание сезона выдалось в облегченном режиме, что правильно и логично после колоссальной нагрузки в рамках фестиваля «Сыктывкарса тулыс». Тем не менее, солисты отлично себя показали на гала-концерте, который мы подготовили к 225-летию поэта Александра Пушкина.
- Вы говорили о том, что осенью нас ждет премьера «Аиды». В силе планы?
- Безусловно. В концертном исполнении она впервые появится в репертуаре театра. Артисты вдохновлены. Дирижер-постановщик определен: это главный дирижер театра оперетты Константин Хватынец (Москва).
- Не стоит ли смущаться его специализации на опереттах - притом, что сюда он приглашен на оперу?
- Во-первых, Константин Алексеевич прекрасно показывает себя во всех музыкальных жанрах. Во-вторых, напомню: многие ныне знаменитые оперные маэстро, такие, как Евгений Колобов и Евгений Бражник, начинали именно с оперетт, научившись держать особый драйв и темпоритм в этом жанре. К тому же, как правило, оперная партитура очень захватывает, так что для дирижера неизбежен риск «просесть» в ней. А этого допускать нельзя. Опыт исполнения оперетт на пользу талантливым дирижерам. Тогда в операх они сумеют ловить дыхание певцов и гармонизировать его с игрой оркестра.
- «Аида» у нас прозвучит на итальянском?
- Конечно. На всех мировых сценах спектакли принято исполнять на языке оригинала. У нас премьера будет сопровождаться переводом на русский язык в виде субтитров на электронном табло над сценой.
- А кто станет режиссером-постановщиком?
- Ведем переговоры с несколькими желающими. В такой постановке, какую намечаем мы, важна деликатность, чтобы режиссура не разрушила музыкальную ткань. Тем более что это первое прикосновение нашего театра к шедевру Верди. Задача – обеспечить максимально бережное отношение к солистам, чтобы они ярко и сочно проявили свои голоса.
- Алексей Юрьевич, сейчас творческий коллектив на отдыхе. Ведутся ли технические работы в здании? Вы говорили, что ему требуется ремонт.
- Всё лето латаем и чиним то, что требуется восстановить в первую очередь. Что уж тут скрывать… здание рушится на глазах. А поскольку оно встанет на реконструкцию, вкладываться в капремонт смысла нет.
Мы поддерживаем его в более менее нормальном состоянии. Убрали ржавые трубы, укрепили крышу во избежание протечек, восстановили репетиционные помещения верхнего этажа. А еще, простите за подробности, занимаемся туалетами. На коллектив в 250 человек всего семь санузлов – мягко говоря, маловато.
Прикладываем все усилия, чтобы обеспечить достойные бытовые условия.
До 27-го июля все труппы у нас в отпуске. Сразу после их выхода на работу будем готовиться к большому событию. 21 августа нам доверено провести торжественное собрание и праздничный концерт в канун Дня государственности Республики Коми. Концепция готова. Мы рассчитываем превратить мероприятие в настоящее художественное явление.
Ну, а затем погрузимся в разучивание сложных произведений предстоящего сезона.
- Каково на сегодня финансовое положение театра?
- Не блестящее, конечно, но и не катастрофичное. Долгов, слава Богу, нет, как и иных душащих обязательств. Задача понятна: нарастить доходную часть. Планы мы разрабатываем и обязательно представим их нашему учредителю – региональному министерству культуры и архивного дела.
- Удалось ли наладить сотрудничество с региональным Колледжем искусств, который служит кузницей музыкальных кадров?
- Да. Совместные проекты перспективны. Рад, что сразу же нашел общий язык с директором Степаном Павловичем Кубиком. Мы договорились о том, что с нового сезона будем предоставлять им два вечера бесплатно для концертов в феврале и мае 2025-го. Это наши будущие кадры. Подрастающая смена.
Кроме того, поскольку у Колледжа нет своей концертной площадки, мы также будем выделять им наше фойе второго этажа для камерных вечеров студентов и преподавателей. Там свыше полусотни мест.
- Определили ли Вы альтернативные сцены на период большой стройки?
- Полагаю, нынешнее здание будет закрыто не ранее, чем через пару лет. Это тот период, который требуется на коррекцию проекта. В него следует внести кардинальные изменения, чтобы учесть все нюансы и тенденции внешнего облика и внутреннего устройства современных театров.
Но уже сейчас думаем о временной репетиционной базе, о местах хранения декораций, а также о тех больших пространствах, которые нужны для деятельности цехов театра. И, конечно, планируем более активные гастроли по регионам.
- Давайте вернемся к предстоящему сезону: намечаете ли приглашать известных российских исполнителей в Сыктывкар?
- Не просто известных, а выдающихся! Разумеется, надо подкопить финансовые ресурсы для этого. Вместе с тем, мы понимаем, что являемся монополистами классического искусства в Коми. А это большая ответственность. Для искушенной публики с запросом на концерты и спектакли высочайшего уровня (в Сыктывкаре немало профессиональных меломанов) будем приглашать звезд российских и мировых сцен.
- Каково будет соотношение спектаклей разных жанров в новом сезоне?
- В планах шесть премьер: две оперы, два балета один мюзикл и одна оперетта.
- Собираетесь ли особое внимание уделять юной публике?
- Это один из приоритетов – воспитание подрастающего поколения: нашей будущей постоянной публики. Идей – как привлекать детей в театр – у нас достаточно. Сегодня в афише считанные сказки, а к концу сезона их будет 16.
Кроме того, студенты – тоже наша особая аудитория. Несколько проектов для молодежи Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина совместно с ректоратом (который, чему я очень рад, заинтересован в культурном досуге) мы уже продумали.
- А когда обнародуете названия премьер?
- На собрании коллектива 13 августа. Обязательно приглашу Вас.
- То есть, мы первыми узнаем обо всех новостях?
- Мы максимально прозрачно строим служение театру и заинтересованы в освещении нашей деятельности, поэтому для журналистов двери всегда открыты.
Наше кредо – представлять зрителям такие проекты, которые станут яркими событиями в жизни каждого поклонника театра!