ЖКХ

Будьте осторожны: стало известно, как пожилых россиян обманывают в сфере ЖКУ

В России фиксируется активизация деятельности мошенников. Число звонков с неизвестных номеров на телефоны граждан растет. При этом злоумышленники разрабатывают новые схемы, чтобы выманить деньги у россиян.

По данным «Лаборатории Касперского», в I квартале 2024 года доля российских пользователей, которым поступали телефонные звонки с неизвестных номеров с подозрением на мошенничество, увеличилась в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2023-го.

Во II квартале 2024 года мошенники похитили у россиян 4,8 млрд рублей, что на 6,7% больше показателя за I квартал (4,3 млрд руб.) и примерно на четверть превышает средний показатель за предшествующие четыре квартала, следует из информации Банка России.

Чаще всего жертвами обмана становятся доверчивые пожилые граждане. Под разными предлогами злоумышленники пытаются выманить у пенсионеров коды из СМС и push-уведомлений, чтобы завладеть доступом к госуслугам или приложениям банков.

Эксперты называют три основные схемы , которые используют мошенники для обмана пожилых граждан.

Злоумышленники звонят пенсионерам под видом работников Социального фонда России с историями о возможности увеличить пенсию или другие выплаты за счет неучтенного трудового стажа. Для фиктивной записи на прием в МФЦ они выманивают данные паспорта, СНИЛС, ИНН, а затем код из СМС.

Второй распространенный вариант обмана – замена старых денег на новые. Схема используется много лет. Злоумышленники придумывают разные истории, но смысл один – лежащие дома купюры скоро превратятся в бумажки. Эти деньги срочно требуется обменять, переведя на безопасный счет. Далее пенсионера убеждают перевести средства или установить на телефон вредоносную программу.

Еще один вариант – перевод денег на «специальный» счет в Центробанке. По легенде, сбережения пенсионера под угрозой или на пожилого человека собираются оформить кредит. Так мошенники убеждают человека расстаться со своими деньгами.

Общественный деятель, эксперт по ЖКХ Дмитрий Бондарь в интервью «Газете.Ru» рассказал о новом способе обмана доверчивых граждан, который связан со сферой ЖКХ. Пенсионеров разводят на деньги, предлагая фиктивные льготы на оплату коммунальных услуг.

«Мошенники, представляясь сотрудниками энергоснабжающих компаний или других организаций ЖКХ, обращаются к пенсионерам с заманчивым предложением оформить специальную льготу. Они могут ссылаться на различные поводы: юбилей компании, государственную программу поддержки или даже личную инициативу руководства. Цель злоумышленников — заполучить личные данные жертвы и доступ к ее финансам», — рассказал общественник.

По словам Бондаря, во время звонка мошенники предлагают совершить возврат якобы переплаченных сумм, а пользуясь этим поводом выманивают персональные данные. Также злоумышленники могут прислать вредоносные ссылки, которые ведут на фишинговый сайт. А получив доступ к личным кабинетам и банковским счетам, мошенники похищают денежные средства пенсионеров или оформляют кредиты на имя жертвы.

Читайте также:

Автор: Вероника Фролкина